07 Июня 2010 03:06Автор: Администратор  /  Просмотры: 1796

Мы помним. Посещение захоронений воинов и мемориалов ВОВ

Проехав семь стран, мы видели множество захоронений с надписью «Неизвестный», а когда-то у них были имена, семьи и родители… Мы благодарны им, мы помним их…

 

 «От героев былых времен не осталось порой имен, 

Те кто приняли смертный бой стали просто землей и травой…»

 

 

 

 

Основная цель автопробега - посещение захоронений воинов и мемориалов Великой Отечественной войны. «Мы помним» - девиз автопробега. Маршрут проходит по Украине, Словакии, Чехии, Германии, Польше, Белоруссии и России. Пробег успешно завершен, пройдено 6647 км, зажжены сотни свечей и повязаны сотни памятных лент. Мы посетили захоронения нескольких тысяч солдат… Вашему вниманию предлагается первая часть путевого журнала пробега, описывающая путешествие по Украине.

На Российско-Украинскую границу мы прибываем ранним утром, усталость начинает давать о себе знать, сказываются поздний выезд, пробки на МКАДе и ночной перегон. Оформление на посту, вопреки нашим ожиданиям, несложное, хотя и отнимает около пяти часов. Принимая во внимание пересменку в 2.5 часа и грузовой коридор, это быстро. Украинская транспортная инспекция дает ряд полезных рекомендаций для организации будущих пробегов. Таможенники, вопреки инструкциям, не досматривают, а заглядывают из любопытства в КУНГи, и после утвердительного ответа на вопрос: «А доедет ли?!», отвечают: «Ну, давайте не посрамите…» и ставят «личку» в контрольном талоне. В целом, ответы на вопросы о пробеге отнимают больше времени, чем само оформление. Солнце уже поднялось высоко, когда, сдав контрольный талон с отметками всех служб, перед нами открывается шлагбаум, и мы въезжаем в Украину.

Прекрасно отремонтированная трасса, гул резины, и нам не верится, что, спустя несколько часов, мы катимся по украинской земле. Первая намеченная остановка в городе Батурин, примерно в 100 км от границы. Река Сейм в этом году полноводна, вид на неё с горки, на которой располагается памятник в честь воинов-комсомольцев, погибших в ночь с 5 на 6-е сентября 1943 года при освобождении города, радует глаз. Сам памятник не ухожен.  Мы повязываем памятную ленту, делаем несколько фотографий, любуемся видами и едем дальше. К слову, это единственный неухоженный памятник из тех, которые мы встречаем в Украине.

Выбитые на нем строки почему-то запомнились… «Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим, это нужно не мертвым, это нужно живым…». Там же, в Батурине, ря?ом с трассой, стоит памятный знак, говорящий, что на этом рубеже 21 армия в 1941г. вела бои с группой армии «Центр». В этом году его покрасили, о чем свидетельствует свежая краска и брошенные рядом пустые банки из-под нее.

Ночуем, как и планировали, в Борзнянсоком районе, там же проводим беглый осмотр машин, заправляемся ранее приготовленным для нас топливом, смываем пыль дороги первых суток с себя и машин. Утром посещаем памятник расположенные во дворе Головеньковской средней школы, в магазине покупаем в дорогу снедь и в путь.

По рекомендации одноклубников из «Газ-66», которых в Украине не мало, решаем купить местную сим-карту для телефона, для чего заезжаем в райцентр, где нас замечает городская администрация. После получения от нас ответов на ряд вопросов нам организовывают экскурсию по Борзне, рассказывают о районе, о людях, живущих в нем, и мы выпиваем символические 100 грамм, нет, увы, не фронтовых, а коньяку.

Мы зажигаем свечи в память о павших, на захоронении, расположенном на центральной площади города. К сожалению, долго задерживаться мы не моги, и посетить все, что нам хотели показать, увы, не получилось.

К вечеру мы въезжаем в Киев.  По дороге на нас пытаются заработать украинские стражи порядка, но, к счастью, это единственный негативный момент нашего пребывания в Украине, о котором мы быстро забываем. Киев встречает нас пробками, но другого и не приходится ожидать: пятница, вечер, впереди три дня выходных. Мы планировали посетить Бабий Яр и Киевский укреп район, но, по ряду причин, посетить последний не удалось.

Бабий Яр - сегодня парк и место отдыха киевлян. Только мемориал и памятники напоминают о прошлом. Особые чувства вызывает памятник расстрелянным детям. Похожие чувства к нам вернуться позднее в Хатыни, где на табличках со списком проживавших в доме встречаются имена детей. Некоторым из них было всего два года.

Забираем оставшиеся документы, необходимые для автопробега, пришедшие из Москвы поездом, и русско-немецкий разговорник, успешно забытый нами дома. Немного плутаем по городу, параллельно любуясь им. Пробки к тому времени уже рассосались, зажглось уличное освещение. Выехав на проспект Победы и никуда не сворачивая, мы направляемся в Житомир.

На ночь встаем на стоянке под Житомиром, где запомнилась собака-попрошайка и одиноко стоящая цветущая вишня. Ужин, бокал пива и спать. С утра нас ждет дорога до Калуша и встреча с одноклубниками из Российского клуба любителей ГАЗ-66.

Следующий день почти весь проходит в дороге. Мы посещаем памятники в незапоминающихся селах, за спиной остаются Хмельницкий и Тернополь. В Бережанах нас встречают одноклубники Виктор и Юрий, знакомые нам по форуму. Ужин на природе, делимся впечатлениями, и через несколько часов выезжаем в Калуш, где и остаемся на ночевку.

Дорога до Калуша пролетает совершенно незаметно.  Здесь мы посещаем «Холм Славы», мемориал медсестрам Гусевой и Клюевой, могилу неизвестного солдата (как нам пояснили, действительно неизвестного, т.к. не удалось определить в какой армии он служил). Виктор показывает нам ночной Калуш, с холма близь города он как на ладони, красиво. Виктор очень любит свои город и свой край, ожидая нашего приезда, он подготовил нам программу на несколько дней, но задержаться мы смогли только на сутки. Ночевать решаем за городом на берегу живописной реки Ломница. Тишину в этот вечер нарушает лишь журчание воды и щебетание птиц.

Ранний подъем, купание, прямо надо сказать в прохладной реке и первый ремонт. На одной из машин потек рабочий тормозной цилиндр. Меняем его, и в путь. В этот день нам должны открыться красоты Карпат. В Карпатах из нас ещё никто ни разу не был, и любопытство обуяло нас, как детей. Общение с ДАI в этот раз радовало, единственной их просьбой было продать запаску. Зачем им К-70, для нас осталось загадкой. И ещё запомнились чебуреки нереально большого размера по московским меркам. Как мы узнали позднее – это достопримечательность автомобильного рынка под Ивано – Франковском.

Красоты Карпат описать сложно, их надо видеть. У меня не хватит словарного запаса, чтобы передать свои эмоции от увиденного на бумагу. Это и водопад, и горные речушки, и заснеженные вершины, и грейдерные дороги при подъеме на Говерлу, и свежий горный воздух, и тишина, и даже местный поезд и….

Ко всему прочему, нам везет с погодой - стоит ясный денек. Поднимаемся мы на высоту 1400 метров над уровнем моря, выше – только метеостанция, местами лежит снег, и это единственный момент за весь автопробег, где нам требуется подключить передний мост.

До места, где мы останавливаемся, в этом году ещё никто не поднимался из-за снега, не считая работников метеостанции. Туристов туда пока не пускают, да и нас пускают только потому, что мы на 66-м.

День в горах пролетает незаметно: в разговорах, пешей прогулке по окрестностям, в любованиях видами и обедом из нехитрых припасов, приготовленных на костре. Но, увы, нужно ехать дальше.

Спустившись с Говерлы, мы расстаемся со второй машиной, сопровождающей нас из Москвы по России и по Украине. Как и было запланировано, Александр возвращается в Москву, возвращается через села, где ранее жил кто-то из его родственников, в каждом из них были захоронения и памятники, на каждом из них оставлена памятная лента. Через несколько километров прощаемся с нашим украинским товарищем - Виктором, которому мы благодарны за гостеприимство.

Мы едем к границе, до Ужгорода остается несколько сотен километров, и в кабину входит грусть. Мы привыкли к Александру как к участнику пробега, теперь же рация молчала, Виктор был уже дома и хоть мы и были вдвоем, но все же остались одни. Стемнело, фары освещают желтым пучком дорогу, мы движемся к Украинско-Словацкой границе. Не доехав порядка 70 километров, останавливаемся на ночь на АЗС, на окраине небольшого села.

Небольшая лужа моторного масла под машиной, увиденная утром, не сказать, чтобы портит нам настроение, но уж точно не радует. Вспоминая рассказы о  строгости европейских законов, о штрафах за течь масла и дотошность при проверке технического состояния во время пересечения границы, решаем встать на ремонт. Как выясняется, потек кран масляного радиатора. И закон, не подчиняющийся каким-либо физическим свойствам, работает, в ЗиПе есть все, кроме того, что нужно. Автомагазин не близко, нас выручает местный водитель, которому не по пути, но он помогает нам, и в конце на отрез отказывается взять с нас деньги за помощь.

Несколько часов ремонта и двигатель сухой, мы голодные,  и впереди у нас граница. Купив в Ужгороде, на всякий случай, кое-какие запчасти, в 14-00 мы въезжаем на пропускной пункт. Оформление занимает не более пятнадцати минут, к нам относятся лояльно, оформив через легковой коридор.

Украина, с ее незабываемым гостеприимством, остается за спиной, а впереди нас ожидает более 4500 км, 11 дней пути и шесть стран.      

 

Продолжение следует…

 

P.S. уже в Берлине мы узнали, что о нас в своих статьях упомянули газеты Черниговской области («ГАРТ») и Борзнянская районная газета («Вести Борзнянщины»)       

 

 

 

Комментарии
Copyright © 2019 Virus Свободы
Дизайн © Art harmony