07 Января 2018 10:01Автор: Осадчук Василий  /  Просмотры: 6480

Дакар. История создания.

Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.

Прагматичное начало

В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.

Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.

Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской  пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.

История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов  вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.

Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Сложности с названием

На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.


Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».

Африканские маршруты

Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность,  терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.

Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.


Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.

Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.

Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.

Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.

Год

Маршрут

Длина маршрута

Количество участвовавших транспортных средств

Общая,  км.

Из них спецучастки, %

На старте, шт.

Из них дошли до финиша, %

1979 Париж – Алжир – Дакар 10 000 32 182 41
1980 10 000 41 216 38
1981 6 263 54 291 31
1982 10 000 60 385 33
1983 12 000 43 385 32
1984 12 000 49 427 35
1985 Версаль — Алжир – Дакар 14 000 53 552 26
1986 15 000 52 486 21
1987 13 000 64 539 23
1988 12 874 51 603 25
1989 Париж – Тунис – Дакар 10 831 61 473 44
1990 Париж – Ливия – Дакар 11 420 75 465 29
1991 9 186 63 406 43
1992 Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) 12 427 50 332 51
1993 Париж – Марокко – Дакар 8 877 50 153 44
1994 Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж 13 379 33 259 44
1995 Гранада (Испания) – Марокко – Дакар 10 109 57 205 50
1996 7 579 82 295 41
1997 Дакар – Нигер – Дакар 8 049 81 280 50
1998 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 593 49 349 30
1999 Гранада – Марокко – Дакар 9 393 60 297 37
2000 Дакар – Каир 7 863 64 401 56
2001 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 219 60 358 39
2002 Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 436 69 425 31
2003 Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх 8 552 61 490 38
2004 Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 507 49 595 27
2005 Барселона – Марокко – Дакар 9 039 60 688 31
2006 Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар 9 043 53 475 41
2007 7 915 54 511 59
2008 Отменен из соображений безопасности
2009 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 574 50 501 54
2010 9 030 53 362 52
2011 9 605 52 407 50
2012 Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) 8 393 50 443 56
2013 Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) 8 574 48 449 67
2014 Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) 9 374 56 431 47
2015 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 295 51 406 51
2016 Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио 9 075 53 354 60
СРЕДНЕЕ: 10 040 55 402 41

Как проходят гонки Дакар

Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.


Правила дакаровской гонки минимальны:

Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.

Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.

Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.

Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.

Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности.

Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.

Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);

Месяц проведения – январь.

Победители Дакара

За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего.

Например:

Российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);

французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);

на автомобилях также часто лучшие – французы;

аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.

Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.

Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2016 г.

№ в рейтинге

Страны

Количество побед

Вид транспорта

1 Франция 68 Мотоциклы/автомобили
2 Россия 63 Грузовики
3 Финляндия 50 Автомобили
22 Аргентина 16 Квадроциклы (проводятся с 2009 г.)

А что же Тьерри Сабин?

Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.

Источник: zextrem.com

Комментарии
Copyright © 2024 Virus Свободы
Дизайн © Art harmony