29 Декабря 2011 23:12Автор: Администратор  /  Просмотры: 2005

Караван – Тушкан 2011

Четыре авантюриста из украинского TUCSON Club UA снарядили караван из двух Hyundai Tucson и отправились исследовать загадочную и манящую Центральную Азию. Маршрут пролегал через пять стран: Украину, Россию, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Длина пути – около 11 000 км. Такое под силу лишь сильнейшим!

Точкой сбора стал город Глухов. Именно отсюда 3 июня наш караван выдвинулся на Восток. Первым испытанием стали таможни. Чем дальше от родины, тем труднее было находить общий язык с пограничниками. Преодолев пять стран, могу сказать, что самые лояльные и быстрые – российские и украинские таможенники. Процедура на этих границах занимала у нас не больше часа. Чего не скажешь об остальных.

Казахская таможня произвела ужасное впечатление. На казахско-узбекской границе казахи авто не досматривали, но потребовали за них 50 долларов. Я видел, как пограничники спали на постах и даже пили водку. А на российско-казахской границе нам пришлось подарить казахскому таможеннику футболку и консервы на память. Ну, не совсем подарить… он сам их забрал.

Но было и исключение из правил. На туркменской границе не было никакого досмотра. Инспектор просто посмотрел документы, записал номера авто и фамилии пассажиров в журнал, и все! Это заняло всего пару минут. Затем он угостил меня арбузом и начал расспрашивать о жизни на Украине. Туркменская граница оказалась самой душевной.
Российские дороги никогда не отличались качеством. Поэтому двигались мы не очень быстро. Побывали в Курске, Воронеже и Саратове. Последний мне показался смесью Запорожья, Днепропетровска и Кривого Рога – огромное количество промышленных предприятий, есть даже нефтеперерабатывающий завод. Среди промышленных застроек встречаются построенные немцами мануфактуры 18 века.

Заправив машины, мы направились на юг, в сторону Аральска. Свежий асфальт радовал, хотя местами не было ни разметки, ни километровых столбов. Над дорогой кружили орлы и соколы, а по обочинам стали попадаться верблюды.

Завтракали в местной чайхане, которая оказалась домом, где жила семья. Нас угощали яичницей, чаем и домашним хлебом с маслом. Стульев в чайхане не было – мы сидели на полу.

На пятый день нашего путешествия мы прибыли в Байконур. Дорога к нему напоминала паршивый грейдер. Мы даже потеряли номерной знак с одной из машин. На КПП нас встретил представитель местной турфирмы, провел через пункт, показал хорошее кафе и, объяснив, где нас будет ждать автобус, покинул.

Разбредясь, кто куда, мы забыли перевести часы, поэтому по городу нас искали всей турфирмой. Оставив автомобили возле одной из гостиниц, мы пересели в комфортабельный автобус вместе с журналистами из Японии и России. Нас отвезли на площадку № 254, на территории которой расположено сооружение, где осуществляют техническое обслуживание спутников и космических кораблей. В этом здании еще находится комната медицинского предполетного осмотра космонавтов.

Нам показали медосмотр экипажа. Специальная камера, размером 10 на 10 м, разделена на две комнаты стеклянной перегородкой. В одной из комнат находился экипаж и персонал космодрома, который проводил медицинский осмотр, а в другую запускали на некоторое время десяток туристов. Мы фотографировали и снимали видео. Затем экипаж вышел из здания на площадку для доклада председателю государственной комиссии о готовности к полету. После этого все уехали к пусковой площадке.

Узбекские сюрпризы

Далее наш путь лежал через Туркестан. В окрестностях города стоит разрушенная крепость. Часть команды отправилась на ее исследование, а часть осталась в гостинице. На пути к крепости автомобиль дважды останавливала ГАИ. Все вопросы мы полюбовно решили за 3000 тенге (около 165 грн) и две бутылки водки. Самое интересное, что для проверки мы давали документы хозяина авто, который в тот момент спал в гостинице, но разницы инспекторы не заметили.

Одним из самых интересных занятий в путешествии оказался обмен валют. Нам приходилось менять деньги у спекулянтов, на рынке, и даже в мясной лавке. Однажды к нам прибыл курьер с дорожной сумкой литров на 25, наполовину заполненной тысячными пачками купюр. А был случай, когда парень, забрав наши деньги, уехал куда-то на велосипеде и вернулся через полчаса с нужной суммой в черном пакете, прикрепленном к велобагажнику. Но когда местных денег не было, мы расплачивались рублями.
На каждой из газовых заправок в баллон входило все меньше и меньше топлива. От низкого качества газа накапливался газолин, который к приезду в Киев успешно прогорел.
На подъезде к Ташкенту мы увидели две правительственные дачи. Визуально они ничем не отличались от украинских, но вдоль дороги дежурили вооруженные автоматами охранники.

Самарканд встретил нас песчаной бурей, которая превратилась в такой сильный ливень, что дворники авто не справлялись. Но к вечеру все утихло, и мы смогли насладиться сказочной картиной этого восточного города.

Утром мы отправились на экскурсию. Единственная ассоциация с ним, возникавшая до этого дня у меня в голове – начало событий в книге Лукьяненко «Дневной дозор». Увы, Мел Судьбы отыскать в палатах крепости нам не удалось, но город удивил. Мы посетили мавзолей пророка Даниила, комплекс Шахи Зинда, мавзолей Гур-Эмир и три медресе на площади Регистан. Затем оправились на местный винно-коньячный завод, который, к нашему удивлению, был основан выходцем из Украины – Ховренко!

У озера Айдаркуль мы покатались на верблюдах и остановились на ночь в настоящей юрте. Как колыбельная для нас были звуки домбры и слова акына.

Туристический Восток

В горах в поисках шиномонтажа нам пришлось заехать в ближайший город – Бухару. Пока машина была в ремонте, мы отправились на рынок. Конечно, шелковые ковры и вышивка сюзане оказалась нам не по карману, но вот шелковые платки, изделия из верблюжьей шерсти, посуда, чаи и специи были довольно дешевыми. Кстати, торговаться тут можно даже в магазинах.

Большинство туристов в Узбекистане – западноевропейцы. В торговых лавках каждый продавец владеет двумя-тремя иностранными языками. Английского на улицах я слышал больше, чем русского. Даже группа местных школьников, приняв нас за нерусскоязычных, весело закричала «Hello, tourists!» Их удивлению не было предела, когда в ответ они услышали «Привет!»

Ужинали мы в дорогом по местным меркам ресторане с большим садом и фонтаном. Очень понравился порядок подачи блюд. Когда сели за стол, к нам подошел официант с меню и образцами напитков и салатов. Мы тут же разобрали понравившееся. Заказ остальных блюд был уже в обычном режиме.

Практически во всех ресторанах в счет вписывали 10-15% за обслуживание. Ни в меню, ни при входе нет никаких предупреждающих записей, и официант об этом ничего не говорит. Одним словом, у них так принято.

Моря, в которых нельзя купаться

Мы ехали к Аральскому морю. Местный пейзаж менялся. Хлопковые поля сменились кызылкумскими песками. Барханы и дюны становились привычным явлением, как и верблюды, гуляющие по поселку. На дороге встречались места, где песчаные насыпи занимали полторы полосы. Их было проще объехать по встречке, чем штурмовать.
На пятнадцатый день путешествия наш караван зашел в город Муйнак. В прошлом это был большой портовый город, но Аральское море обмелело, и он превратился в пустыню. Теперь корабли, некогда стоявшие в порту, ржавеют посереди песчаных барханов.

Путь к морю лежал через плато. Дорогу подсказывали местные работники буровых. Когда стемнело, на трассу стали выпрыгивать тушканчики. Добраться до моря засветло нам не удалось, поэтому мы разбили лагерь на утесе над морем, надеясь утром отыскать спуск. Но запланированный проезд по дну Аральского моря остался лишь в планах. Никакого спуска мы не нашли. Ни с чем повернули в сторону Туркменистана. Ночевать пришлось в постройках для строителей (7$ за койку) с удобствами на улице. Слова «душ» местные не знали, хотя во дворике стоял летний душ, который они называли почему-то «ванной».

У Каспийского моря надежда искупаться развеялась как дым. Воды было по колено! Мы лишь сполоснули автомобили, нарезая круги по мели.

Домой мы добрались без серьезных проблем. Все были уставшими, но довольными. Восток покорил своим добродушием и колоритом. Конечно, не все задуманное мы осуществили, и не все уголки загадочной земли открыли. Но так даже интересней. Будет, к чему стремиться в следующий раз.